6-процентный экономический рост: радоваться или плакать?

Официальная статистика вчера опубликовала предварительные (срочно собранные) макроэкономические показатели за январь-апрель 2016 года. Судя по этим показателям, экономическая ситуация не плохая, активность растет, да и темпы увеличиваются.

Так, в январе-апреле 2016 года по сравнению с тем же периодом прошлого года, экономическая активность выросла на 6%. Для сравнения отметим, что в январе-марте показатель экономической активности (ПЭА) составлял всего 5,5%, в январе-феврале – 4,7%. То есть темпы увеличились.

В месячном цикле в апреле, по сравнению с мартом, ПЭА выросла на 4%. За тот же период производство промышленной продукции выросло на 10% (на сумму 421 млрд драмов), услуги – на 9,3% (на 368,17 млрд драмов) продукции сельского хозяйства – на 4,1% (на 117,7 млрд драмов). В реальном секторе экономики отмечен спад, в строительстве спад составил 7,4%. Продолжает снижаться внутренний товарооборот. За первые 4 месяца 2016 года он составил 600 млрд 178,5 млн драмов, что на 0,7% меньше прошлогоднего.

Взамен существенный рост зафиксирован в сфере внешней торговли. Экспорт вырос на 27,7% и достиг 512,6 млн долларов. Импорт вырос на 18,4% (на 1 млрд 156,7 млн драмов.

Разумеется, этот рост внешней торговли обуславливается жалкими показателями прошлого года (сравнительная база слаба). Напомним, что за январь-апрель 2015 года экспорт упал на 18,8%, а импорт – на 35,7%. То есть в экспорте мы вернулись на прежний уровень, а по импорту – лишь на часть. Стоимость потребительских товаров в годичном размере сократилось на 1,9%. А вот зарплаты повысились – на 2,6% (среднемесячная зарплата составила 186 608 драмов). Словом, результаты первого квартала довольно неплохи. Более того, президент РА Серж Саркисян недавно заявил, что в апреле в госбюджет поступило налогов и пошлин на 100 млрд драмов, что представляется для Армении рекордом. Тем самым он хотел сказать, что это произошло не благодаря администрированию, а просто изменились правила игры – покровительственный уровень ослаб, и в бюджет потекли средства от вышедших из тени олигархов.

Но 6-процентный экономический рост для первого квартала года неплохой показатель, если учесть, что по государственному бюджету 2016 года запланирован рост экономики всего на 2,2%. А международные структуры – Всемирный банк и Международный фонд – давали нам 1,9-процентный рост.
Правда, показатели ПОА и ВВП довольно разные вещи, однако в процентном смысле не слишком отличаются друг от друга, так что на основе одного можно сделать заключение о другом. Так, например, 2015 год мы закрыли с ростом ПЭА на 3,1%, а рост ВВП (который был подсчитан позже) – на 3%.

То есть, можно предположить, что за первый квартал этого года ВВП Армении выросло примерно на 5-5,5%. Если эти темпы сохранятся, то к концу года Армения будет иметь больший экономический рост, нежели планировалось. Однако, это тот уникальный случай, и правительство вряд ли будет гордиться этим. Не потому, что эти 6% – нездоровый рост. Уже давно не секрет, что рост промышленности у нас определяется в основном горнодобывающей промышленность, а рост сферы услуг – успешной работой казино.

Но даже если эти 6% были точным и достоверным, это все равно недостаточно. И если в 2015 году рост в 3,6% мы считали большим достижением, то сейчас нас не может удовлетворить даже рост в 10%. Апрельские события показали, что нам нужен скачкообразный прыжок, а точнее – развитие. Потому что у нас был период двузначного развития, который не только не создал условий для дальнейшего развития, но более того – заразил структуру экономики, сделал ее более уязвимой.

Армении нужен 20-25% реальный рост, влияние которого почувствует все население страны. И самое удивительно, что потенциал для такого взлета есть. Как-то я писал о том, что во время боевых действий прогнозы развития экономики снижаются, однако в нашем случае все могло быть наоборот. Именно в том смысле, что апрельская война просто заставляет нас сделать серьезные изменения, обеспечив развитие экономики, от которой зависит наша безопасность. А вот вопрос: готовы ли мы использовать этот потенциал? Неделю назад глава правительства Армении сделал заявление, которое многие назвали революционным. Другие же соглашались: да, выступление было революционным, а вот были ли дальнейшие шаги революционными или нет?

Напомним: премьер-министр объявил войну неэффективным государственным затратам, коррупции, монополиям, скрытым интересам чиновников и другим явлениям, мешающим развитию экономики. При этом он учитывал и фактор наших высокопоставленных должностных лиц, сделанные раньше заявления и все эти внутренние, личные и групповые интересы. Многие не поверили и не верят в искренность премьера. То есть не поверили, что власти готовы проявить политическую волю и привести экономику в порядок. Однако на этот раз ситуация резко отличается от прежних положений.

2 дня назад принято решение о сокращении примерно 800 служебных машин, что тяжким бременем ложилось на налогоплательщиков. Однако режим экономики значительно уступает реальному экономическому росту. А для реального роста экономики необходимы комплексные решения не только в экономическом, но и во всех других направлениях – правовом, политическом и так далее.

Так что сегодня вовсе не важно, имеем ли мы 6-процентную экономическую активность иди на несколько процентов большую или меньшую. Гораздо важнее для нас – что мы будем делать.

Бабкен Тунян

Newsfeed