Обама-Керри администрация не может помещать действиям России в Карабахе
Наш собеседник Андрей Пионтковский – преследуемый властями РФ российский оппозиционный деятель
– Господин Пионтковский, через полтора месяца после вспыхнувшей в Карабахе четырехдневной апрельской войны первым существенным событием стала организованная сопредседателями Минской группы ОБСЕ и, в частности, министрами иностранных дел Минской группы встреча Саркисян-Алиев. Сразу после апрельский вспышки русские СМИ начали писать о подготавливаемой президентом РФ Владимиром Путиным встречи президентов конфликтующих стран, что провалилось после визита Лаврова в Ереван. Так что президенты встретились в Вене и договорились по некоторым вопросам. Пошли разговоры о том, что Россия уступила свое приоритетное положение Западу, так что процесс вернулся на международную сцену. Учитывая последние события и динамику взаимоотношений России с Западом, что, по-вашему происходит вокруг Карабаха?
– Если в Армении высказываются такие мнения, что Россия уступает свои позиции, то это всего ли выдача желаемого за действительное, попытка выдать американскую и французскую политику за успех. Но мы видим, что каждый день путинская Россия прилюдно вытирает ноги об американцев, вытворяя что хочет – бомбардирует население, бомбит тех повстанцев, которые сотрудничают с Западом. И более того: при каждой встрече Керри с Лавровым идет унизительный допрос, поток просьб оказать давление на Асада , что Москва и не собирается делать. Это и нынешней модус отношений между кремлевской Москвы и слабой, беззащитной администрацией Обама-Керри, – сказал Пионтковский. – По моему мнению, если Москва в Сирии вытирает ноги об американцев, , то тем больше она будет презирать их и заставиться американцев делать все, что она захочет сделать на Кавказе, которую Россия считает зоной своего влияния.
Встреча Алиева с Саркисяном не принесла какого-либо знаменательного результата, а Лавров всего лишь военный преступник, ответственный за агрессию против Украины, который сидит там как первейший участник конфликта. Урегулирование конфликта длится уже 25 лет, Баку и Еревану давно должно быть понятно, что Москва преследует единственную цель – придать этому конфликту продолжительный характер, чтобы рычаги давления ощутили и Баку, и Ереван, чтобы запретить западным структурам все их попытки вмешаться в это дело. Эту политику мы видели в отношении Армении, когда ей «скрутили руки». Поэтому я уверено могу сказать, что Москва продолжит эту политику, и апрельская четырехдневная война опять же выгодна Москве, поскольку Москва использует этот конфликт и все более конструктивно продвигает вопрос о размещении в Карабахе собственных миротворческих войск. Все это делается для одной цели – держать Грузию под еще большим контролем, поскольку в Грузии ожидаются выборы, которые могут привести России неприятности. Поэтому любое обострение обстановки в Карабахе помогает Москве вопрос расширения своего военного присутствия. Все эти цели Москва имела целых 25 лет, и политика эта будет продолжаться еще 25 лет.
– Какую роль здесь может сыграть Запад? То есть США не имеет рычагов влияния на Армению и Азербайджан?
– Нынешняя администрация США не может препятствовать действиям России в Карабахе. У США нет рычагов влияния на Россию, и когда Керри и Лавров встречаются, Лавров получает все то, что ему нужно, он в этом разговоре выступает как альфа-самец.
Посмотрите, что происходит в Сирии – это позор американской дипломатии. Даже шутят: если Лаврова оставить с Керри на четыре часа в одной комнате, то к концу этих переговоров даже Аляска станет российской. Так что по этому поводу можно сказать о Карабахе?
– Учитывая высказанные вами факторы – нынешнюю политику России и слабость Запада, – какой выход вы видите для Армении и Азербайджана в связи с урегулированием конфликта?
– Сейчас, кажется, не стоит обсуждать этот вопрос. Были ситуации, когда Армения и Азербайджан были готовы к урегулированию. Я подробно представил цель России, поэтому думаю, что конфликтующие страны могут решить конфликт только между собой. Просто сегодня стороны от этого далеки. Были моменты, когда они были близки к этому – я говорю о Тер-Петросяне и старшем Алиеве. Помните, чем закончилась процесс – переворот в Ереване и трагические, драматические обстоятельства в Азербайджане. После этого я не вижу, чтобы Ереван и баку были близки к урегулированию. В настоящее время много говорится о «программе Лаврова». Этот план публично нигде не представлен, однако некоторые вбросы уже осуществились. Мы видим, что это состоит в том, что Азербайджану должны быть возвращены районы, лежащие вне Карабаха, которая Армения придерживает как гарантии для Карабаха. А чтобы как-нибудь успокоить Армению и Карабах, Москва будет настаивать на введении миротворческих сил. Армении предлагается от собственных гарантий, уступив их Москве.
– Как Армения может сопротивляться этим планам?
– Давать уроки политики армянским властям не в моей компетенции. Власти и народ РА должны вынести решения. Однако мне кажется, что в Армении уже есть восприятие того, что армяно-российское стратегическое отношения находятся на не слишком правильном пути. Политика властей РА поставила Армению в тупик, в полную зависимость от Москвы. А что касается Азербайджана, то я бы сказал, что он имеет больше свободы, чем Армения.
Аракс Мартиросян