«Должны в качестве наказания миру объявить, что признаем Карабах»
Наш собеседник – депутат Национального собрания РА, бывший премьер-министр РА Грант Багратян
– Господин Багратян, представленный вами и Заруи Постаджян законопроект «О признании Республики Арцах» встретило самое живое обсуждения – были выступления и за, и против, в России он встревожил многих, а Левон Тер-Петросян назвал его «невыгодной инициативой». Как вы считаете, нужно ли принимать этот законопроект и признавать независимость Арцаха, или нет?
– Законопроект нужно принять – каждый день нас уводит от этого. Азербайджан дал нам хороший повод принять этот законопроект, потому что было подписано и действовало перемирие, а Азербайджан нарушил его, и не нашлось ни одной страны, который осудило бы это нарушение. А поскольку нарушило и перешло в наступление и никакого успеха не добилось – а не добиться никакого успеха равнозначно поражению, мы же, увидев, что никакое государство не осудило Азербайджан, мы должны были в наказание миру заявить, что признаем Карабах. Это было бы очень верное и правильное решение. А что говорят наши власти? Говорят, что не сейчас, а попозже! Ну а если Азербайджан в следующий раз войдет в Степанакерт, придет и достигнет Еревана? Да и что значит «попозже»? И что значит «попозже»?
Что же касается оценок разных людей, то каждый делает свое дело. То, что говорится во всеуслышание, еще не означает, что человек именно так и думает.
– Те, кто выступает против, аргументируют, что признание приведет к широкомасштабной войне, и тогда стрелы международного сообщества обратятся не на Азербайджан, а на Армению.
– Мировое сообщество и на сей раз, когда Азербайджан нарушил соглашение, обратил свои стрелы именно на нас. Так, например 57 стран Союза исламских стран осудили нас, обрушились на нас. Не нашлось ни одного христианского государства, которое бы заступилось за нас объявило, что Азербайджан неправ. Никаких таких официальных откликов не появилось. Более того, мало того, что Азербайджан напал на нас, как Турция объявила, что Армения должна знать свое место, а то они покажут нам наше место. И против Турции никто не выступил!
– Следовательно, вы считаете, что несмотря на мировой отклик, следует признать независимость Карабаха и не следует этого опасаться?
– Да, мы обязательно должны принять законопроект, причем нельзя откладывать, поскольку уж если решили напасть на нас, то нападут, несмотря ни на что. Просто на этот раз они потерпели поражение, поэтому им нужно время, чтобы прийти в себя до следующего нападения.
– А что будет после признания?
– Ничего не изменится, мы опять будем продолжать переговоры. Признавая независимость Карабаха, что в конце переговоров должно быть непременно независимая Республика Арцах. И признаем границы НКР так, как признает ее Конституция.
– Господин Багратян, много шума подняло и ваше заявление о наличии в Армении ядерного оружия. Можете ли вы объяснить, что имели в виду?
– Ничего я объяснять не буду. Я сказал то, что сказал. Все это верно, и я не хочу повторяться.
– После апрельских событий власти Армении начали говорить необходимости изменений, на заседании правительства Овик Абраамян заявил, что пора исправлять ошибки. Как вы считаете, есть ли какие-то изменения и что может дать смена ситуации?
– Насколько мне известно, у правительства нет программы действий.
– Заняв пост главы правительства, О. Абраамян предложил всем предпринимателям выйти из тени, был созван совет бывших премьер-министров, теперь же глава правительства пытается убедить всех сделать предложения о необходимых изменениях и направить их на электронный адрес Давила Арутюняна. Что все это означает и что можно ожидать от этой инициативы?
– Что следует ожидать? Если вы ждете предложений, то я, в качестве депутата, я делаю эти предложения открыто, так что можете ими воспользоваться. Взять хотя бы мою предпоследнюю запись в социальной сети Facebook. Отмечу конкретный факт: товары на таможне должны растаможиваться по инвойсной цене, а не просто по цене, высказанной чиновником таможни. То есть контрольные цены не должны применяться. Что касается союза бывших премьер-министров – когда нас приглашают, мы приходим. Только вот заседание бывших премьер-министров собиралось лишь один раз. И хотя мы были оппозиционерами, когда нас спрашивают, что делать, мы высказывали свое мнение. Последние события показали одну истину: собирательные вновь отложили, а еще через год отложат еще раз. Однако откладывать легко, тогда как следует привлечь к ответственности Тиграна Саркисяна, Ваче Габриеляна и Нерсеса Ерицяна, которые делают тут лоббинг, будто это самое лучшее. А отложили, потому что денег здесь нет, а возить их за рубеж сейчас не время. Как мы и говорили – все так и получается. То же самое касается и изменения закона о подоходном налоге, права на экспорта – это случилось уже в период правления Овика Абраамяна… Мы не всемогущи, но когда о чем-то говорим, то говорим это на основе довольно серьезных причин.
– А сейчас вы решили бороться с монополиями…
– Я двадцать лет занимаюсь только этим, и пройдет еще двадцать лет, пока их время пройдет! Борьба против монополий означает, что нужен закон, нужно внести изменения в антимонопольный закон и конфисковать у монополистов от 50-и до 95% дополнительного дохода. Об этом я писал в «100 шагах» и в своей президентской программе. Выбрали бы вы меня президентом, я бы и это сделал! Это не просто слова.
– Почему же это не сделано до сих пор?
– Потому что они построили государство именно на этом, они не могли построить экономику на массовом производителе. Если мы избавимся от этого, то превратимся в государство малых предприятий. Не может здесь быть такого государства. Здесь должно быть государства государство из 15-и человек, которых будет контролировать президент Республики.
– Но говорится и то, что есть политическая воля и изменения будут…
– Как это есть политическая воля? За все то время, как они говорят о своей воле, чуть ли все высшие государственные чиновники превратились в монопольных олигархов тех или иных областей экономики. О чем это говорит? Ложь все это! И потом, что – только-только это все изменяться будет?
– Но ведь власти утверждают, что богатые обогатились законным путем!
– Нет такого! Практически ни один из них не разбогател законным путем. Сегодня всю нашу медь, молибден, другие ископаемые продают через офшоры по низким ценамЮ а деньги эти прячут за границей.
– Правительство подняло также вопрос о сокращении аппарата управления и расходов на них однако, численность сотрудников президента РА, премьер-министра и спикера парламента все никак не сокращается, о служебных автомобилях говорится вот уже который год, однако никто еще не отказался от них…
– По вопросу служебных автомобилей я обращался еще полтора года назад – сказал, что в штате Коннектикут имеется всего одна служебная машина, тогда как 2014 году в Армении, кажется, 1360 штук, причем, когда 400-450 штук было бы вполне достаточно. Вопрос поднят давно, но никакого успеха мы не добились. То же самое будет и сейчас – ничего не изменится!
Гаяне Хачатрян