Не полюбили мы панамский офшор…
9 апреля Международный консорциум журналистов-расследователей (The International Consortium of Investigative Journalists – ICIJ) опубликовал 214 000 офшорных компаний и список замешанных в нем лиц.
Буквально через несколько минут в армянских СМИ появились имена более трех десятков армян, задействованных в офшорных компаниях.
В их числе был и бывший начальник СПИСА Мигран Погосян, который именно из-за панамского скандала ушел в отставку.
С 9-го апреля база ICIJ стала хитом экономической жизни РА. Журналисты пытались узнать, кто именно является в представленные в списке лица и какие именно сделки они осуществляли, а с другой – как именно компетентные органы собираются отреагировать на это.
А почему мы говорим – не полюбили мы панамский офшор? Потому что если мы рассмотрим страны СНГ, то отметим, что интерес Армении в этой офшорной группе довольно-таки слаб.
Как видим, в базе данных ICIJ можно увидеть всего 37 имен (директоры, акционеры, вкладчики), 4 из которых повторяются. В базе ICIJ нет entities – взаимосвязанных субъектов (субъектами считаются компании, фонды и пр.). Нет также посредников (например , юристов), которые помогают акционерам регистрировать в офшорных бизнесах или выступать от их имени.
Для сравнения, в базе ICIJ можно найти 11516 субъектов и 6285 лиц из России.
В таблицу мы включили данные всех стран бывшего СССР – очередность в связи с базой ICIJ т количество субъектов. На первом месте идет Россия. Разумеется, цифры России можно объяснить размерами населения и экономикой. Однако занимающая вторую строчку Латвия свидетельствует, что численность населения здесь не особо важна. Латыши в базе ICIJ в 80 раз превосходят Армению (2941 субъект и 162 лица). Правда, ВВП Латвии примерно в 3 раза превышает армянский, хотя уступает нам по численности населения (примерно около 2-х миллионов).
Туркмения, Таджикистан и Кыргызстан имеют меньше задействованных в офшорной зоне, чем Армения.
А всего в офшорной базе задействованы 15 стран бывшего СССР – около 2367 субъектов и лиц, участие же Армении составляет 0,15%.
Свидетельствует ли все это, что мы, армяне, не любим офшорные зоны и не пытаемся спрятать там деньги? Разумеется нет! Даже из официальной статистики видно, что значительная часть поступающих в реальный сектор экономики инвестиций поступает из офшорной зоны. В ряде получивших общественное звучание сделок мы также имеем дело с офшорными компаниями (скажем, в случае с гостиницей «Двин»).
Отметим также, что управляющий Пенсионным фондом РА «Це-Квадрант Ампега Асет Менеджмент Армения» также является частично офшорной. 74,9% принадлежит C-QUADRAT INVESTMENT AG, которая на 9,4 процента принадлежит офшорной компании Laakman Holding.
Скромное участие Армении в панамских бумагах можно оценить двумя способами. Либо армянские «Корейко» отдают предпочтение не панамской, а какой-нибудь другой зоне, либо они настолько усовершенствовались в офшорных сделках, что умеют запутывать все армянские следы. Ну, или используют обе эти схемы – что более вероятно.
А все-таки – хорошая или плохая вещь офшор? Как-то мы уже писали, что офшор, как таковая, не особо и страшна. Это просто финансовый центр, где налоговые условия и возможности заняться бизнесом в значительной степени облегчены. То есть предприятия регистрируются в офшорных зонах, чтобы платить меньше налогов.
Основная причина отрицательного отношения к офшорным предприятиям заключается в том, что они непрозрачны – сведения об их собственниках и происхождении средств почти неизвестны. Именно поэтому граждане, а в некоторых случаях и государственные структуры подходят к офшорным компаниям с предубеждением.
Председатель Комитета по государственным доходам Вахтанг Мирумян, говоря на днях и панамских документах, сказал, что законодательство Армении не запрещает компаниям, зарегистрированном в офшорных зонах, сотрудничать с армянскими предприятиями: «Если налоги платятся в офшоре, должно быть выяснено, платятся ли они в соответствии с действующим в офшоре законодательством, или нет. Теперь наша задача такова – выяснить, правильно ли они выплачивает налоги в офшоре или нет. Законодательство Армении не запрещает компаниям, зарегистрированном в офшорных зонах, сотрудничать с армянскими предприятиями. Другой вопрос – может ли в этом случае армянская компания уплатила меньше налогов, или нет».
Разумеется, в этом смысле делать трагедию из офшора нет. Однако общественность Армении воспринимает офшор как место, где родные чиновники прячут уворованные от народа деньги. Несколько дней назад была опубликован труд профессора Колумбийского университета Джеймса Генри об офшорах. Говоря о «жителях» офшорных зон, ученый сделал такое сравнение: «Это похоже на фильм «Звездных войн»: на одной стороне сидят те, кто уклоняется от налогов, в другом – те, кто занимается продажей оружия, в третьем – коррупционеров. Есть и такие, которые используют офшор для отмыванием денег или для махинаций».
Так что с нашей точки зрения интересен не столько офшор, сколько в каком уголке и с кем сидят наши соотечественники.
Бабкен Тунян